Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»?

  • 30 августа 2012г

    «Краткий словарь литературоведческих терминов» трактует эссе как « разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций».

    Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию.

    Работу необходимо начинать с черновика. Учащиеся порой не знают, что такое черновик, и пишут его как « беловой» 9окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков – одно отличие, что написано небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески.

    Как быть? Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля!), писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр.важная « мелочь» : первая запись и в черновике, и в окончательном варианте- это точная формулировка темы эссе. Тема – своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один « правильный» ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том пространстве, которое ею очерчено. Если отдельные слова, мысли ( и даже в некоторых случаях формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача ученика – понять и раскрыть тему, а не «уйти» от нее (ситуация весьма распространенная в школьной практике).

    Итак, тема выбрана, осознана, определенным образом понята. Как правило, темы эссе по обществознанию имеют проблемный, иногда дискуссионный характер и предлагаются в виде высказывания ученого, писателя, поэта, мыслителя. Чрезвычайно важно выделить основную идею автора высказывания и определить , в рамках какого раздела или темы обществоведческого курса ее следует рассматривать.

    Полезно на черновике в свободной форме выписать ее, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, интерес, имена, события. Словом, « дать себе волю», записать все, что кажется нужным, интересным, имеют отношение к теме. Есть рациональное зерно в утверждении : « Писательство не в голове, а в кончиках пальцев».

    Следующая задача – привести весь этот хаос в порядок, соотнести с темой, выбрать эффективную цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент.
    Самые ответственные части работы – вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая , резюмирующая рассуждения.

    Например , тем « у нас нет времени, чтобы стать самими собой» ( А. Камю) предполагает, что ученик поставит свое эссе проблемам самопознания, самосознания, само совершенствования человека, рассмотрит особенности формирования « я-концепции», поставит экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Говоря иначе, обратиться к вопросам развития личности. Тема « Не хлебом единым жив человек» ставит проблему соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними.

    Это значит, что выписанные на черновик и вошедшие в окончательный текст понятия, термины, примеры, цитаты, аргументы должны быть так или иначе связаны с данной проблематикой.

    Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т), мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и др. лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса : один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
    Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
     
    Выступление –
    Тезис, аргументы –
    Тезис, аргументы –
    Тезис, аргументы –
    Заключение-
     
    Заметим: вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме ( во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора).


    Вступление Основная часть Заключение
    Для меня эта фраза является ключом к пониманию… Во- первых…
    Во- вторых…
    В-третьих…
    Таким образом…
    Выбор данной темы продиктован следующими соображениями… Рассмотрим несколько примеров…
    Например …
    Подведем общий итог суждению…
    Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание… Проиллюстрируем это положение следующим примером… Итак…
    Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что… Для полемического эссе:
    С одной стороны…
    С другой стороны…
    Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…
      Для выдвижения аргументов
    В основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС-формулой:
    П- положение ( утверждение) – Я считаю, что…
    О – Объяснение – Потому что…
    П – Пример, иллюстрация – Например…
    С – Суждение (итоговое) – Таким образом…
     

     
     
     
     

Разработка сайта: