Статья к 75 летию Алтайского края

Ты славный сын страны великой, 
Тобой горжусь, тобой живу.
С душою щедрой и открытой,
Ты дорог сердцу моему.
Ю. Княженцев 

Есть события, которые, отдаляясь от нас, не стираются из памяти, не уходят в прошлое, а как бы проявляются со временем, становятся резче и отчётливей, входят в нашу судьбу, наше бытие, становятся частицей нас самих…
 
Мы, граждане России, не можем представить себя без Пушкина, Некрасова, Есенина, без их биографий, слившихся с биографией времени, без их стихотворений, без их врагов, друзей… Мы, жители Алтая, не можем представить себя без Демидовых, Ползунова, Фролова, Гуляева, Лисавенко, Чеглецова, Шукшина и многих других, чья деятельность оставила неоценимый след в истории нашего края. «Великое свойство прогрессивного человека – не забывать прошлое и быть благодарным тем, кто шёл впереди», – говорил Рудольф Итс. 
 
Мы, жители Алтайского края, не можем понять самих себя и без нашей сибирской природы: без метелей и буранов, без раздолья лугов и берёзовых рощ, без задумчивых озёр и величественной Оби.
 
Я – гражданин России, патриот своей земли. Люблю свою родину до боли, до слёз. Что могу сделать я, учитель, для своей страны? Конечно, воспитать людей ответственных, осознающих свой долг перед родиной, нравственных, творческих, активных.
 
Моё детство, юность, взросление, моё настоящее и будущее связано с родным Алтайским краем. Детство прошло в селе Котляровка Поспелихинского района. Родные поля и озёра остались в памяти навсегда. Учёба в Барнауле, сначала в педагогическом лицее, затем в БГПУ, позволила познакомиться с другими районами Алтайского края. Археологические экспедиции приобщили меня к прошлому, научили уважать, ценить и оберегать историческое наследие.
 
Моя педагогическая деятельность напрямую связана с приобщением детей к историческому прошлому не только России, но и родного Алтайского края. Мои ученики не только на уроках знакомятся с историей своей земли, но и непосредственно принимают участие в изучении, сохранении и передаче культурного наследия края. В нашем лицее разработана «Программа гражданского воспитания учащихся», которая подразумевает деятельность по ряду направлений. Одно из них – «Мы и Родина». Это направление предусматривает изучение истории Алтая, Барнаула, своего района, улицы, знакомство с историческими и культурными памятниками края. Значительное число работ по данной тематике было представлено на краевых и Всероссийских конференциях «Будущее Алтая», «Шаг в будущее», «Первые шаги». На летних каникулах мои учащиеся совершают пешие походы по Алтайскому краю, собирая необходимую информацию. Ребята организуют шефство над младшими школьниками, посещают детские дома.
 
Понять, прочувствовать историю нашего края, его красоту, самобытность позволяет обращение к жизни и деятельности наших легендарных земляков. 
В честь 75-летия Алтайского края я и мои ученики решили обратиться к творчеству Степана Ивановича Гуляева, «подвижнику сибирской науки». В толковом словаре В. И. Даля слово «подвижник» определено как «славный великими делами на каком-либо поприще, доблестный деятель». Несомненно, что эта характеристика в полном смысле приложима к С. И. Гуляеву, известному фольклористу, этнографу, краеведу, естествоиспытателю. Жизненный путь С. И. Гуляева являет собой пример удивительного бескорыстия, переходящего в самопожертвование. 
 
Чем глубже пропасть между человеком и природой, чем выше степень нашего вмешательства в самые основы биологического существования, тем настойчивее в нас потребность возвращения к истокам. По гениальному выражению Пушкина, «одна только история народа может объяснить истинные требования оного». А фольклор – это и есть начало истории. Фольклорное наследие Алтая собрано именно С. И. Гуляевым.
 
«Вот почему «ностальгия по настоящему» упорно зовёт нас оглянуться назад, чтобы лучше увидеть будущее» (Ю. Л. Троицкий). 
 
Разработка сайта: